Использование проектора в учебных заведениях

Проектор — универсальное средство отображения информации практически с любого источника сигнала, а в случае связки проектора и интерактивной доски (либо проектора с интерактивной насадкой или интерактивного проектора) он способен заменить и школьную доску, и разноцветные мелки, и линейки с циркулями.

Первый и самый простой способ использования проектора в образовании это демонстрация обучающих фильмов и мультфильмов. Для этого нужно подключить проектор к DVD-плееру и запустить обучающий фильм. Правда, этот способ самый простой и дешевый, но и самый нефункциональный, ведь всё, что может делать в данном случае преподаватель — это показывать видео или слайд-шоу с диска и комментировать. Для подобной схемы работы подойдут даже самые дешевые проекторы с разрешением 800х600 точек (это разрешение называется SVGA) и минимумом входных разъемов (достаточно чтобы на задней панели присутствовали: композитный (желтенький вход типа «тюльпан» как на старых видеомагнитофонах), компонентный (необязательно, но на всякий случай, зачастую этот вход можно «получить» через переходник VGA — Component; представляет из себя три разъема типа «тюльпан» красного, зеленого и синего цветов) и HDMI (небольшой плоский разъем, похожий на вход для USB-флешек на компьютере) и вы сможете подключить проектор к любому современному, и даже устаревшему DVD-, Blu-Ray плееру или видеомагнитофону)).

Особенно немаловажным моментом при такой связке может оказаться наличие и мощность встроенного динамика, ведь DVD- или любой другой плеер не имеет встроенных колонок, и в случае, если динамика не будет, пользователю придется думать о дополнительной озвучке его материала.

Вторым, более продвинутым способом использования, я бы назвал демонстрацию изображений с компьютера или ноутбука. В данном случае преподаватель сможет демонстрировать ученикам не только видеоролики и слайды, но и например, выводить тексты, страницы интернета, демонстрировать детали механизмов в разрезе, внутренние органы живых существ с различных ракурсов, рисовать на компьютере и отображать процесс в режиме реального времени на большом экране, и т.д. Т.е. здесь проектор используется как огромный, доступный взору всей аудитории монитор.

При таком подключении, важно наличие в проекторе входа VGA либо HDMI (в зависимости от наличия на компьютере). В случае с HDMI дополнительным плюсом будет возможность передачи по одному кабелю не только изображения, но и звука. Еще одной важной особенностью при использовании проектора с компьютером можно назвать наличие второго VGA-входа и VGA-выхода. Первый будет полезен, если проектор установлен стационарно и кабель от него подключен к компьютеру, а приходящий преподаватель имеет свой ноутбук — преподавателю не придется копировать материалы на стационарный компьютер или лезть за компьютер за проводом, чтобы переподключить его в свой лэптоп — он просто подключит к ноутбуку второй кабель и переключит проектор на соответствующий вход. Выход необходим чтобы, например, при подключении проектора к компьютеру, можно было подключить еще и монитор, и видеть на нем всё, что происходит на большом экране, не отворачиваясь от аудитории.

Третий способ — использовать проектор с интерактивной доской. Тут хотелось бы рассказать про разные возможности «добавления проектору интерактивности».

Вариант первый: специальный модуль (набор), крепящийся на любую ровную твёрдую поверхность, как то: школьная или маркерная доска, стена и т.д. Данный модуль считывает движения специального маркера на поверхности и передает их в компьютер. Этот вариант является самым дешевым, но и самым низким по качеству работы (сенсор работает медленнее и менее точно, чем другие варианты).

Вариант второй — интерактивный проектор. В последнее время появляется всё больше моделей проекторов с интерактивными функциями. Такие проекторы имеют специальные датчики и специальные же маркеры. Подключив такое устройство к компьютеру, пользователю не нужно никакого дополнительного оборудования, при этом он может сделать интерактивной практически любую поверхность. В подавляющем большинстве случаев такие проекторы, а точнее их интерактивные функции работают достаточно точно, но при этом есть некоторая задержка в реакции на движение маркера. Негативной особенностью интерактивных проекторов является их цена, т.е. в случае двух схожих по характеристикам проекторов, их цена будет различаться в два (а то и более) раза. Хотя, стоит заметить, что интерактивный проектор будет стоить дешевле следующего набора.

Вариант третий — проектор + интерактивная доска. Самый дорогой, но при этом самый эффективный и популярный способ выйти на новый уровень обучения. В данном случае, проектор светит на специальную интерактивную доску, которая способна распознавать манипуляции пользователя, проводимые с ней, и передавать их в компьютер, где специальное программное обеспечение обрабатывает информацию и выводит изображение на проектор. Доски бывают разных размеров, могут быть созданы по разным технологиям, со многими можно использовать обычный маркер (когда не нужна интерактивность), а некоторые даже имеют дополнительную поверхность для обычного мела.

Несмотря на разные подходы к реализации, все 3 варианта приводят к одному — возможности взаимодействовать с изображением. Т.е., во время занятия преподаватель может вывести текст и выделить нужную его часть быстрым движением руки. Отобразить задание по арифметике и тут же написать его решение. Воспроизвести химическую реакцию и одновременно делать пометки прямо на экране. Более того, преподаватель может перемещать и поворачивать различные объекты, что может быть очень полезным, например, на занятиях по черчению, геометрии и.д. Причем, в случае с 3D-проекторами такие манипуляции выглядят очень реалистично.

Если в случае с первыми двумя способами использования проектора (просто для видео и для работы с компьютером) подойдет «обычный» проектор, то для интерактивных занятий, в идеале, нужно использовать короткофокусные модели. Это проекторы, которые способны отображать изображение заданного размера с гораздо более близкого расстояния от поверхности экрана (доски, стены), чем их длиннофокусные «собратья». Всё дело в том, что в случае со «стандартным» проектором расстояние от объектива до экрана обычно колеблется в районе 1,5 — 2 ширин этого самого экрана (называется это проекционным отношением, в случае необходимости, оно может быть больше, но для этого необходим проектор со сменным объективом), и человек, работающий с изображением стоит между проектором и экраном, бросая на него тень. При использовании короткофокусных проекторов проекционное отношение составляет порядка 0,5:1 (т.е. чтобы получить изображение шириной 1 м, проектор должен находиться на расстоянии 50 см от экрана), а в отдельных случаях и меньше, поэтому пользователь не отбрасывает тень на экран и всем зрителям прекрасно всё видно. А вот количество входов в случае с интерактивным решением практически не важно — всё равно проектор будет подключаться к компьютеру, а это самый универсальный источник сигнала, поэтому хватит абсолютного минимума — HDMI-порта, по которому будет выводится и звук, и изображение (ну или как минимум VGA и аудио-вход).

Говоря о звуке, еще раз замечу, что и тут, чем динамик мощнее, тем большую аудиторию он сможет озвучить, но при этом он не обязателен. Дополнительным плюсом будет наличие второго порта VGA, о преимуществах которого говорилось выше.

Отдельно хотелось бы заметить, что для полноценных интерактивных занятий необходимо специализированное программное обеспечение.

По материалам сайта projectorman.ru

Проекторы Epson для школ и вузов в нашем каталоге.

 Тел./факс: (812) 309-29-81, 703-46-64
  Адрес: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 34
     схема проезда

© 2008–2015 ООО «БОЛИВАР» Проекторы и проекционное оборудование.
Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено.
При согласованном копировании ссылка на данный ресурс обязательна.