Достоинства и недостатки интерактивных проекторов

интерактивный проектор eikiЦелью этой статьи является вопросы правильности выбора и удобства использования интерактивного проектора для обучения. При этом считаем, что читатель уже знает, что такое интерактивные системы, и в частности — что такое интерактивный проектор и принципы его работы.

Интерактивный проектор EIKI LC-XIP2600 на сегодняшний день уже является своеобразным старожилом на рынке образовательного оборудования. И это несмотря на то, что предыдущая модель — LC-XIP2000 — тоже успешно продавалась в течение двух предыдущих лет…

Хотя рассматриваемая модель и появилось больше полутора лет назад, но основные ее характеристики не устарели до сих пор и уже являются в некотором роде эталонными при сравнении с вновь появляющимися моделями интерактивных проекторов.

Итак, рассмотрим еще раз более подробно основные характеристики данной модели и определим их актуальность на сегодняшний день.

1. Первый и, часто, основной параметр при выборе видеопроектора — световой поток.

У данной модели он составляет 2600 ANSI Lm. Много это или мало? Здесь необходимо произвести простой расчет. Установлено, что для работы в помещении с искусственным освещением необходим видеопроектор со световым потоком не менее 500 Lm/м2. Эта цифра полностью согласуется с нормами по освещенности рабочих мест в учебных заведениях и офисах.

Обычный размер экрана для проектора в учебной аудитории — 150*200 см (а чаще еще меньше), т.е. площадь изображения составляет 3 м2. Итого получаем минимально возможный световой поток проектора — 1500 ANSI Lm. Если учитывать старение лампы проектора (в конце срока службы лампы ее яркость составляет 50% от начального значения), тогда нам необходим начальный световой поток в 3000 ANSI Lm. Но световой поток современных ламп падает не линейно, а по достаточно сложной кривой: в первые 100-200 часов работы яркость падает примерно на 5-10%, затем плавно уменьшается в течение 1500 часов до примерно 75% от начальной яркости и затем достаточно быстро убывает до заявленных 50%. Таким образом получается, что яркости LC-XIP2600 заведомо хватает для нормальной работы на весь срок службы лампы. При этом нужно учесть тот факт, что начальная яркость проекторов EIKI как правило выше заявленных паспортных данных.

2. Второй важный параметр — разрешение матриц (или матрицы, если речь идет о DLP-проекторе).

Разрешение матриц 1024*768 точек (соответствует XGA-разрешению компьютера).

Данное разрешение на сегодняшний день является стандартом и применяется у подавляющей части видеопроекционного оборудования, ориентированного на образование. Не смотря на то, что настольные мониторы теперь имеют разрешение как правило не ниже 1280*1024 точек (а большая часть уже имеет разрешение Full HD – 1920*1080 точек), тем не менее, данное разрешение видеопроекторов остается самым востребованным. И этому есть достаточно простые объяснения.

Во-первых, чисто экономический подход: матрицы с разрешением XGA выпускаются сравнительно давно и имеют низкую цену по сравнению с матрицами более высокого разрешения. Следовательно, цена проектора не будет заоблачной.

Во-вторых, данное разрешение позволяет получить изображение достаточно высокого разрешения (в отличие от недавно широко распространенного разрешения SVGA – 800*600 точек, что в два раза меньше по информативности) и, при этом, с достаточно крупными значками, что позволяет комфортно работать с текстами и таблицами.

При оптимальных размерах экрана 150*200 см для учебной аудитории, рассчитанной на 25 человек, такого разрешения проектора будет более чем достаточно. Обычно же в школах используются экраны меньшего размера — 175*175 или даже 150*150 см, что, конечно же, ухудшает читаемость материала с последних мест аудитории. Делается это уже исходя из других соображений — чисто экономических зачастую и не связанных с правилами построения видеопроекционных систем…

Более высокое разрешение матриц проектора тоже оказалось не очень удобным. При тех же размерах экрана картинка получается с более мелкими значками и текстом, и они опять же плохо читаются с задних рядов.

А возражения типа «можно было бы увеличить размер экрана и все будет видно и с более высоким разрешением» несостоятельны, т.к. работать в интерактивном режиме с экраном большего размера докладчику будет уже очень неудобно…

3. Менее важный параметр, но так же часто упоминаемый — контрастность изображения.

Данный параметр обычно указывается как достоинство моделей, выполненных по DLP-технологии. Обычное его значение для таких проекторов — 2000*1, или даже больше. У модели LC-XIP2600 данный параметр составляет всего 500*1. Мало ли это? Если вспомнить, что данный параметр важен при просмотре изображения в полностью темной комнате, то становится ясным, что для освещенной аудитории максимальные значения данного параметры неважны.

Измерения с помощью люксометра показывают, что возможная достигаемая контрастность изображения в зоне экрана в освещенных помещениях составляет всего 50*1 или в лучшем случае 100*1.

4. Параметр для сравнения, вытекающий из предыдущего абзаца — технология, по которой создан проектор, — DLP или LCD?

Многие недорогие проекторы создаются по более простой в производстве технологии DLP. Проектор LC-XIP2600 создан по технологии LCD – она более сложна в производстве, но затраты того стоят. Такое заявление основано на том, что проекторы, созданные по LCD технологии более комфортны для длительного просмотра, чем модели, основанные на DLP-технологии. Так называемый «эффект радуги» у последних так и не удается полностью устранить. А детские глаза обладают более подвижными мышцами по сравнению со взрослыми: видят все эти недостатки изображения и намного быстрее устают при просмотре именно DLP-проекторов.

Именно эти соображения и позволяют рекомендовать для образования модели проекторов, основанных на LCD-технологии. Причем в большей степени это касается младших и средних классов школ, дошкольных заведений и, как ни странно, высших учебных заведений. Т.е. там, где возникает необходимость длительных просмотров видеоматериалов.

5. Короткофокусный ZOOM-объектив.

Данная опция становится по умолчанию стандартом для проекторов, предназначенных для обучения.

В случае с данной моделью это еще и необходимость, т.к. работа с указкой или маркером предполагает постоянное перемещение в зоне светового луча. И чем более короткий фокус у объектива, тем меньше преподаватель попадает в луч проектора.

Конечно, существуют проекторы и с более коротким фокусным расстоянием. Но при этом немногие из них еще имеют функцию зуммирования. А это значительно упрощает жизнь и инсталляторам данного оборудования и самим преподавателям. В последнем случае это касается случая, когда проектор переносят из кабинета в кабинет. И в этом его еще одно неоспоримое достоинство — легкость перемещения и настройки из аудитории в аудиторию. Хорошим добавлением к этой возможности является функции автоматической настройки изображения, что тоже очень упрощает работу с данным проектором.

6. Ориентировка на использование данного проектора именно в учебных заведениях способствовала внесению в его конструкцию еще множества дополнений и улучшений.

К ним можно отнести и специальный воздушный фильтр, позволяющий задерживать как простую пыль, так и частицы мела. Это и специальная конструкция корпуса: лампа в нем расположена таким образом, что замена ее не требует демонтажа проектора с потолочного подвеса.

А функция управления проектором по локальной сети позволяет контролировать работоспособность всех находящихся в учреждении аппаратов из одной точки — из учительской, например, если брать в качестве примера школу и не возлагать эту обязанность на преподавателей, за которыми закреплен данный кабинет.

Есть и другие интересные технические решения, упрощающие эксплуатацию проектора и проведение занятий.

7. Что касается непосредственно самого принципа интерактивности, реализованного в данном проекторе — чем он хорош или плох по сравнению с интерактивными досками?

Однозначного ответа тут быть не может.

С одной стороны — с помощью интерактивного проектора очень удобно вести готовые презентации — там, где надо делать какие-то пометки и вносить пояснения по ходу доклада. С другой стороны — писать на мягком экране указкой можно, но в целом неудобно. Использовать для этой цели маркер — нужна жесткая поверхность, такая как маркерная доска, например.

Но в этом случае сама доска уже является отнюдь не идеальным экраном: поверхность сильно бликует в луче проектора.

Зато если использовать данный проектор с жестким просветным экраном (экран обратной проекции) — более удобное решение найти сложно. Картинка получается намного более яркой и контрастной по сравнению с любой интерактивной доской, не боится внешнего освещения – кроме прямых солнечных лучей — и при этом докладчик свободно пишет на экране, никогда не попадая в луч проектора и не испытываю дискомфорта от ослепления светом лампы. Решение это, конечно же, не самое дешевое, но однозначно самое удобное для работы.

Что касается самого ПО, то оно очень простое как в использовании, так и в привыкании к нему. Начать работу с проектором можно уже через пять минут с начала знакомства с ним. Кроме того, данное ПО позволяет работать проектору с любым Windows приложением. И в этом его тоже огромное достоинство.

С другой стороны, ПО для проектора не обладает тем разнообразием различных приложений, идущих в комплекте с интерактивной доской. Но ведь далеко не всегда и нужны эти все интересные, красочные, но зачастую бесполезные приложения…

Про мобильность интерактивного решения на базе проектора говорилось уже многократно — любая светлая стена в помещении готова стать интерактивным экраном. Настройка проектора на новом месте занимает пару минут — и вы готовы проводить урок.

Сам принцип работы с помощью указки тоже является преимуществом данного проектора. И это не смотря на вышеуказанные проблемы с написанием букв.

Далеко не все люди обладают ростом, достаточный чтобы и самим комфортно работать на большой поверхности экрана, и одновременно, чтобы этот экран и все изображаемое на нем было видно из любой точки помещения. Эти взаимоисключающие требования — большой и одновременно маленький размер экрана — как раз спокойно и решаются с помощью телескопической указки. Причем, даже первоклассники легко работают с данным прибором, а уж у них рост еще совсем небольшой…

Вот такие достоинства и недостатки существуют у данного аппарата. Насколько он будет удобен в вашей работе, решать вам.

К сожалению, полностью универсальных приборов не бывает. Или они становятся сложны в освоении.

Поэтому, необходимо при закупке оборудования обязательно учитывать, для какой аудитории будет использоваться данная интерактивная система. И исходя из этого — формулировать требования к приобретаемому оборудованию.

И не стоит забывать, что новые интерактивные системы не заменяют меловую доску, они меняют сам принцип подачи информации и способ донесения ее до слушателя. А меловая или маркерная доски еще долго будут оставаться необходимым атрибутом школы…

Как и следовало ожидать, появление интерактивных проекторов у других производителей было только вопросом времени.

Сама по себе технология зарекомендовала себя очень даже неплохо, что и подтолкнуло к выпуску подобного оборудования фирмы, такие как EPSON, BENQ, OPTOMA.

И в компании EIKI тоже есть новые разработки в этой области. В самое ближайшее время появится новый интерактивный проектор — модель будет называться LC-XIP2610. Об ее отличиях от существующей модели и новых возможностях — это уже тема для отдельной статьи…

Надеемся, что вся вышеизложенная информация позволит вам выбрать конкретную модель проектора, подходящую именно для ваших целей с учетом достоинств и недостатков данных технологий.

 Тел./факс: (812) 309-29-81, 703-46-64
  Адрес: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 34
     схема проезда

© 2008–2015 ООО «БОЛИВАР» Проекторы и проекционное оборудование.
Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено.
При согласованном копировании ссылка на данный ресурс обязательна.